3 сентября – реальная дата окончания Второй мировой войны

Акт о капитуляции Японии

Спор вокруг того, что считать датой окончания Второй мировой войны – 2 или 3 сентября, наконец-то закончен. На медали, вручавшейся всем военнослужащим-участникам боевых действий, с одной стороны написано, кому она выдана, а на другой стороне вычеканена дата 3 сентября.

Вопрос кажется незначительным – 2 сентября или 3 сентября, но он политический. Дело в том, что 2 сентября происходило подписание Акта о капитуляции Японии на борту американского военного судна Миссури в Токийском заливе. Принимали капитуляцию американцы, и в этом вся политическая коллизия. Американцам было необходимо подтвердить распропагандированную их СМИ успешную операцию по ликвидации японской военной машины.

Со стороны СССР намеренно на подписание Акта капитуляции был направлен генерал «второго эшелона» — не из первых лиц маршальского звена, как это было в случаем с подписанием капитуляции Германии. Подпись генерал-лейтенанта Деревянко, стоящая на документе – знак низкого ранга события, как его оценивало советское руководство.

Американцы и русские в то время не договорились о главном: не было ясности и окончательной договорённости (её нет до сих пор) по территориальным претензиям СССР.

В заявлении Сталина, последовавшем в день подписания Акта о капитуляции Японии, в числе прочего отмечается, что участие СССР в боевых действиях против Японии, приведших к её поражении — это «ответ за то поражение и унижение, которое потерпела Россия в 1904-1905 году во время Русско-Японской кампании».

Поражение Японии в войне – это беспрецедентное для японской нации бедствие, о чём император Японии сообщил нации в своём радиообращении перед подписанием Акта капитуляции. Там говорилось, что японцы должны стойко пережить «непреодолимое». Военный министр Японии покончил жизнь самоубийством, а командующий военно-морским флотом страны – вице-адмирал совершил публичное харакири, но по самурайской традиции оставил необходимое в подобных случаях поэтическое посмертное послание, суть которого сводилась к тому, что «свет Луны прольётся после страшного шторма».

Советский Союз проделал большой путь в своих военно-политических и дипломатических отношениях с Японией, добившись от неё вооружённого нейтралитета, неучастия страны в прямых боевых действиях против СССР.

Как пишет В. Никонов, когда его дед в бытность минитром иностранных дел вручал послу Японии ноту о начале боевых действий против его страны, на лице японского дипломата были написаны недоумение и растерянность. По всей видимости, японцы до конца не могли поверить в то, что Россия нападёт на них, в то время как Япония, несмотря на упорные требования своего союзника по Стальному Пакту, этого так и не сделала.

По некоторым экспертным оценкам, боевой дух японцев был достаточно высок, и военная машина активно и энергично. По всем прогнозам, боевые действия между союзниками и японским государством, несмотря на целую серию поражений, могли продолжится как минимум до 1946 года.

И тут американцы сбросили 2 ядерные бомбы, которые они в ту пору называли «оружием устрашения». Это было сигналом не только для ускорения капитуляции Японии, но и приглашением СССР к участию в совместных боевых действиях, что стало ключевым элементом в поражении Японии.

Но падение знаменитой Квантунской армии – чистая победа СССР. И то, что поражение произошло так быстро и так организованно и профессионально с военной точки (советская армия зашла в глубокий тыл Квантунской армии через труднодоступные пески пустыни Гоби), сыграло свою выдающуюся историческую роль. После неё 3 сентября стало праздноваться в СССР как день победы над Японией.

Таким образом, 3 сентября – реальная дата окончания Второй мировой войны и знак определяющий роли Советского Союза в окончании великой мировой катастрофы.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку