Музыка

230 лет “соловью русского романса” Александру Алябьеву

Alexander Alyabyev. Tropinin

В 2017 году музыкальный мир отмечает 230 лет со дня рождения Александра Александровича Алябьева (1787-1851) – одного из великих русских композиторов доглинкинской эпохи. Вошедший в историю как автор русских романсов, Алябьев известен далеко за пределами своей Родины. Его знаменитый «Соловей» звучит с лучших мировых сцен не только в исполнении блистательных оперных прим, но и в инструментальных переложениях М. Глинки, Ф. Листа и А. Вьетана.

Знаменитый романс А. Алябьева на слова А. Дельвига «Соловей» в исполнении Альбины Шагимуратовой:

Война и ссылка

Александр Алябьев родился 4(15) августа 1787 года в семье губернатора Тобольска. В возрасте 14 лет молодой человек начал службу в Санкт-Петербурге, а затем в Москве в одной из низших должностей горного министерства. Прошел Отечественную войну 1812 и зарубежные походы 1813-14 гг., участвовал во взятии Дрездена и Парижа, в сражениях под Лейпцигом и на Рейне, был ранен и награжден орденами св. Анны и св. Владимира.

К 1823 году в статусе подполковника Алябьев вышел на пенсию с полным обеспечением и полностью отдался своим музыкальным и художественным увлечениям, тесно общался с выдающимися деятелями искусства того времени, сочувственно относился к декабристам.

Счастье отставного подполковника Алябьева было недолгим. В 1825 году во время застолья Алябьев в результате нелепой ссоры и смерти одного из участников был обвинен в убийстве и, несмотря на многочисленные свидетельства его невиновности и смягчающие обстоятельства, был приговорен к ссылке. Исследователи не исключают, что суровый приговор был подписан по указанию самого Николая I.

Заключение Алябьева продлилось три года, после чего ему было разрешено отправиться в ссылку в родной Тобольск. Именно там развернулась активная творческая деятельность композитора, дирижера и пианиста Александра Алябьева, собран симфонический оркестра, написаны многие романсы и оркестровые произведения.

Далее были два года, проведенные композитором на Кавказе и Оренбурге. Там Алябьев всерьез увлекся фольклористикой, фиксировал народные мелодии, издал сборник украинский народных песен.

С 1843 года Алябьев жил в Москве, находясь под постоянным наблюдением полиции. К этому времени относится его дружба с Александром Даргомыжским и тесное взаимодействие с русским драматическим театром, музыку для которого композитор активно сочинял в этот период.

Соловей

Находясь под стражей, Алябьев написал свой самый известный романс – «Соловей» на стихи «Русской песни» поэта Антона Дельвига. Прозрачный и хрупкий как тончайшая паутинка романс для колоратурного сопрано говорил о вольной жизни птички, о нерушимых узах, которые не в состоянии расторгнуть даже неволя.

Не исключено, что нежнейший образ этого сочинения навеян Екатериной Римской-Корсаковой – будущей женой композитора.

Их знакомство состоялось до рокового обвинения. Пока Алябьев был в заключении и еще несколько лет в ссылке до разрешения вернуться в Москву, Екатерина вышла замуж и стала вдовой. Их венчание, состоявшееся по признанию невесты не по житейской выгоде, а только волею любви, состоялось в августе 1840 года.

Романсы Алябьева – это исконно русские песни, в которых сквозят характерные для русского человека темы одиночества, тоски, долгой дороги. Многие из романсов композитора раскрывают социальные темы и предвосхищают шедевры Даргомыжского и Мусорского. Не чужды были композиторы и темы бури, мятежа. Подавленный в 1825 году бунт декабристов не исчез бесследно и продолжал жить в сочинениях русского соловья Александра Алябьева.

«Вечерний звон» (музыка А. Алябьева, слова И. Козлова) в обработке для хора и солиста А. Свешникова исполняет Иван Козловский (запись 1980 года):

***

230-летию со дня рождения Александра Алябьева посвящен вечер вокальной музыки в Рахманиновском зале Московской консерватории 6 октября 2017 года. Сочинения Алябьева, а также Глинки, Бородина, Чайковского и Рахманинова прозвучат в исполнении Дмитрия Григорьева (бас), партия фортепиано – Елена Савельева.