Театр

2018 год посвятят Мариусу Петипа: французу в русском балете

Marius Petipa

История русского балетного искусства богата именами блестящих артистов, мастерство и талант которых выковали ему славу величайшей танцевальной школы мира. Один из великих русских деятелей балета – Мариус Петипа (1818-1910) – в грядущем году отметит 200-летие со дня рождения.

Страницы биографии

Мариус Петипа был выходцем из артистической французской семьи. Его отец Жан-Антуан – артист балета и балетмейстер, мать Викторина – драматическая актриса. С искусством связали свою жизнь брат Люсьен (танцовщик) и сестра Викторина (актриса, певица). Погружение в мир искусства для Мариуса началось в раннем детстве. Игра на скрипке и, в особенности, занятия в балетном классе мало радовали юного Петипа и проходили под постоянным давлением родителей.

История Петипа до России, куда он приехал в возрасте 29 лет, содержит немало как триумфов в качестве танцовщика и балетмейстера во Франции и Испании, так и печальных эпизодов. В юности (16 лет) Мариус сломал ногу, что в дальнейшем не помешало ему вернуться на сцену.

В 1847 Мариусу поступает судьбоносное приглашение о переезде в Петербург от директора императорских театров. Первое выступление молодого человека на сцене Петербургского Большого Каменного театра (в 1886 году здание было разобрано и на его месте возведена современная Санкт-Петербургская консерватория) состоялось в постановке «Пахиты» Э. Дельдеве. На спектакле присутствовал Николай I, который под впечатлением от таланта Петипа пожаловал ему свой перстень с драгоценным камнем. В Большом театре Петербурга Петипа поставил в общей сложности около 40 балетных спектаклей, а также ряд танцевальных эпизодов в оперных постановках. В Большом театре Москвы танцовщик дебютировал также в «Пахите» годом позднее Петербурга (1848).

С 1870 года Петипа осуществлял постановки в Мариинском театре. Именно там были впервые представлены шедевры русского балетного искусства, созданные в тандеме с русскими композиторами: балет-феерия «Спящая красавица» (1890), фантастический балет «Щелкунчик» (1892) и «Лебединое озеро» (1895, в тандеме с Львом Ивановым) на музыку П. Чайковского, «Раймонда» (1898) и «Времена года» (1900) А. Глазунова. В них в наибольшей мере раскрылась сущность творческого дарования балетмейстера: романтическая устремленность, воздушность движений, графичность массовых сцен, вознесения света над тьмой.

Главный балетмейстер

В 1869 года Мариусу Петипа была пожалована должность главного императорского балетмейстера. В его обязанности входило осуществление постановок на придворных сценах в Петергофе, Царском Селе, Эрмитажном театре.

Работа Петипа последних лет омрачилась назначением на пост директора императорских театров В. Теляковского. Сумевший привлечь в театры выдающихся артистов, Теляковский предвзято относился к французскому балетмейстеру (хотя с 1894 года Петипа был подданным Российской Империи) и по мере возможностей усложнял ему работу: приказывал менять декорации за день до премьеры спектаклей (однажды по этой причине у Петипа случился частичный паралич), настраивал против балетмейстера артистов.

В 1903 году после своего бенефиса в честь 55-летия творческой деятельности в России Мариус Петипа оставил пост балетмейстера и удалился от мира танца. Этому событию предшествовало практически мистическое событие. Во время репетиций бенефисного спектакля «Волшебное зеркало» на музыку русского композитора А. Корещенко на сцене лопнуло огромное зеркало.

В 1910 году на 92 году жизни великий Мариус Петипа скончался вдали от высшего света – в крымском городке Гурзуф. Похоронен на территории Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.

***

2018 год в России будет посвящен Мариусу Петипа. Ряд мероприятий, посвященных великому русскому балетмейстеру, запланирован в России и за рубежом. Об этом вице-премьер Ольга Голодец сообщила в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума. «Прошлый год был годом Прокофьева, этот год посвящён Стравинскому. Следующий год, мне кажется, будет очень правильным посвятить Мариусу Ивановичу Петипа», – сказала она.