Каталог упоминаемых персон

Интервью Губенко Николая Николаевича

Н.Н. Губенко на 20-летии Содружества Актёров Таганки (фото А. Штром)

Народный артист России Николай Николаевич Губенко родился в 1941 году в Одессе (СССР, ныне Украина). Потеряв родителей в начале Великой Отечественной войны, он получил воспитание и дорогу в жизнь в Детском доме, за что навсегда остался благодарен правительству страны. Окончил актёрский и режиссерский факультеты Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), стал лауреатом Государственной премии РСФСР (1973) и ряда других премий за режиссуру и актерские работы в театре и кино.

В 1987—1989 гг. — главный режиссер театра на Таганке.

С 1993 г. — художественный руководитель театра «Содружество актеров Таганки».

Среди выдающихся кинолент, снятых режиссером Н.Н. Губенко: “Пришел солдат с фронта”, “Подранки”, “И жизнь, и слезы, и любовь”. Из актёрских работ – Ситников в «Дворянском гнезде», Алексей Зворыкин в «Директоре», Николай Максимович Егоров в «Пришёл солдат с фронта».

Актёр и режиссер совмещает творческую деятельность с политической, неукоснительно защищая интересы страны и отстаивая её культурные ценности. В 1989-1991 гг. Н.Н. Губенко – последний министр культуры СССР. С 1992 г. – президент Международной ассоциации содействия культуре. В 1995-1999 гг. – депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета по культуре. Сегодня Николай Николаевич – заместитель председателя Московской городской думы (фракция КПРФ).

Из известных побед Николая Николаевича на политическом поприще – воспрепятствование вывозу «возврату» Германии коллекции Балдина из Эрмитажа и ценных книг (любавичского ребе) из Государственной библиотеки им.Ленина.

Ниже мы приводим интервью Народного артиста России Николая Николаевича Губенко для Э-Вести (от 22 июня 2016 года), где он даёт комментарии о своём подходе к культуре, её нравственных основах и современном театре.

 

ЭВ Николай Николаевич, скажите, пожалуйста, как Вам в это непростое время удаётся хранить традиции русской культуры?

Н.Н. ГУБЕНКО: А как нам удаётся сохранять жизнь в этом человеческом месиве, которое устроили в 1991 году по гитлеровскому лекалу? Ведь целью Гитлера было уничтожение России. Для начала – расчленение, а потом уничтожение. Расчленение состоялось. Грузия – долой, Украина хочет в НАТО, в Европу, Прибалтика – долой и проч. Только благодаря усилиям тех людей, которые понимают, что без России мирового сообщества не станет, это мировое сообщество и удерживается от катастрофы! Всё захлебнётся в крови, исчезнет человечество. Россия – это стержень миропорядка, мира, доброжелательности, сострадания, сочувствия человечеству, которое сейчас попало в такое несчастье по всем параметрам. Начиная с беженцев и кончая политизированными решениями международных учреждений в отношении России.

 

ЭВ Я Вас правильно понимаю, что сегодня мировым сообществом востребованы такие посылы русской культуры, и в том числе русского театра, как нравственные основы. Ведь русский театр вслед за русской литературой всегда нёс в себе нравственные начала и этим началам обучал публику. Именно это, если я правильно понимаю, основа русского театра?

Н.Н. ГУБЕНКО: Вы правильно понимаете.

Однако не всякий театр придерживается этой традиции. Есть театры, где отечественная классика – русская классика – Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Чехов до такой степени перестают быть похожими на самих себя, что их произведения невозможно узнать в современных постановках. Они до такой степени инсценированы, до такой степени перформензированы и инсталлированы, что когда Хлестаков мочится в первый ряд партера, это считается большим достижением.

 

ЭВ Бытует мнение, что сегодня этого хочет публика…

Н.Н. ГУБЕНКО: Это так и есть. Вы посмотрите на эти гигантские залы, которые собирает шоу-бизнес. За посещение некоторых концертов платят суммы с пятью нулями. Недавно услышал, что в рамках экономического форума Сергей Шнуров даст концерт на коммерческой основе, стоимость билета на который будет от ста тысяч рублей. Это – изысканная, как говорят, элитная публика, которая заплатит за то, чтобы послушать Шнурова. Но Шнуров – это особая статья. Я уважаю Сергея за его позицию. Не за жанр, а именно за его позицию. Он – мыслящий человек. Мы даже используем его хиты в нашем спектакле «Концерт по случаю конца света».

Но то, что происходит в шоу-бизнесе на уровне пошлости, мерзости, примитива… То, что происходит на программе «Голос», когда мы слышим только английский голос, а не русский голос. Когда 8 из 10 маленьких детишек, выступающих в конкурсе, поют на английском. Когда Лазарев представляет нас на Евровидении на английском языке. Почему на английском? Почему не на русском? И это – тот Лазарев, который не признаёт того, что Крым – русский. И это – тот Лазарев, который говорит о том, что Россия неправильно поступила в этом случае. Кого мы делегируем туда? Что, у нас нет дарований? Нет талантливых людей? Россия – потрясающе талантливая, одарённая страна. И частью этой одарённости, значительной частью, является провинция. Не Москва и Петербург, которые уже вкусили всего, кроме, может быть, гей-парадов. Но и эти парады тоже скорее всего будут признаны и приняты в скором будущем из уважения к понятию демократия.

Что это за политика? Это политика истребления человечества ради того золотого миллиарда, который мог бы жить, процветать и воспроизводиться. Уничтожить всё путём СПИДа, войн, взаимной ненависти. 20 миллионов беженцев, а, по некоторым цифрам, 60 миллионов. Им не хватает воды, не хватает хлеба, не хватает всего. Извините, что я ушёл в эту сторону, но вот русская классика, русский театр, русская поэзия и делают то, что нацеливает человечество исключительно на сохранение.

 

ЭВ: Ваше стремление к сохранению традиций отнюдь не ограничивает Вас в том, чтобы ставить пьесы новых, молодых режиссеров, и в этом смысле идти ногу со временем. Вы предлагаете зрителю новые программы, новые сезоны…

Н.Н. ГУБЕНКО:: Мы вырастили целое поколение молодой режиссуры: Наталья Старкова, Владимир Базынков, Мария Федосова, Артем Тынкасов, Екатерина Королёва… От нас отстранились, а мы вырастили своих. И, я Вам должен сказать, они могут дать фору многим. Мы заканчиваем сезон не ударами в литавры. Идёт «Миллионерша», «Мисс и мафия», «Весёлого Рождества, мама!»… Мы заканчиваем человеческой интонацией. В большей степени – нашей молодой режиссуры. И переходим к следующему сезону, начиная его с выдающихся спектаклей, которые создала эта труппа.

 

ЭВ: Каковы Ваши творческие планы? Что ожидается в новом сезоне «Содружества актёров Таганки»?

Н.Н. ГУБЕНКО:: Начнём мы сезон с выпуска детского спектакля «Цветик-семицветик» режиссера Екатерины Королёвой, затем я приступлю к работе, но тему не скажу. Потому что это очень дорогостоящий спектакль и финансирования, которое государство определило, не вполне хватает. Если не будет денег, то, может быть, и этого спектакля не будет. Но будут другие, менее дорогие.

А ещё у нас впереди режиссерский дебют на Малой сцене по пьесе Мартина Макдонаха “Однорукий из Спокана”. Свою работу покажет талантливый Николай Коробов. У нас все талантливы, у нас бездарных нет. Почему? Потому что талант должен быть голоден. У всех наших режиссеров и актёров очень маленькие зарплаты. Поэтому у них очень большая практика. Телевидение, радио, театр, улица – всё, что угодно. А практика даёт возможность процветания таланту.

 

ЭВ: Мне хотелось бы у Вас узнать, насколько сейчас, по Вашему мнению, актуальна военная тема в Вашем прочтении? Моя бабушка, ей 94 года, примерно так же эмоционально и интеллектуально ощущает войну, на сцене всё абсолютно достоверно. По Вашему мнению, насколько сейчас требуется это прочтение?

Н.Н. ГУБЕНКО:: Наше государство сейчас озабочено «новой» историей и её преподаванием. Понимаете, когда в 1990-е годы Сорос финансировал издание учебников по русской истории для 7, 8, 9 классов в редакции Крегера, там, к примеру, на Ленинградскую блокаду было определено всего 6 строк, из которых совершенно неясно ни количество погибших от голода, ни слова ни сказано о «дороге жизни», подвиге, духовности, нравственности, любви к Родине. Ясно только, что Сталин был тиран, что он был диктатор … Сегодня еду в машине и по «Эхо Москвы» слышу «Сталин проиграл войну. Это он загубил 27 миллионов человек». И проч. Надо поставить их на место, потому что последнее поколение – оно совершенно не знает правду войны. И вот, президент озаботился тем, чтобы вернуть историю и её трактовку в правдивое русло. Надеюсь, что учёные, академики, а не только министр культуры Владимир Мединский, который возглавляет «Историческое общество», проложат эту «дорогу жизни». Дорога правды – это и есть дорога жизни. Историческая правда – это жизнь.

Источники: Union of Taganka Actors, Website of N. Gubenko.